Россия и Китай подписали контракт на поставку зерновых и масличных на 2,5 трлн рублей

https://www.agroinvestor.ru/markets/news/41243-rossiya-i-kitay-podpisali-kontrakt-na-postavku-zernovykh-i-maslichnykh-na-2-5-trln-rubley/

Он предусматривает поставку 70 млн тонн сельхозпродукции с Урала, Дальнего Востока и Сибири в течение 12 лет

Соглашение может стать фактором для развития растениеводства и повышения его эффективности в Сибири и на УралеД. Абрамов

Новосибирская производственно-экспортная компания ЭПТ (входит в российскую группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор») и китайская государственная корпорация China Chengtong International, Ltd на полях форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь», проходящего в Пекине, при участии Комитета по контролю и управлению государственным имуществом Китая (SASAC) заключили генеральный контракт на поставку в Китай 70 млн т зерновых, зернобобовых и масличных культур, произведенных на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири, сообщила пресс-служба ЭПТ. 

«Сегодня мы подписали один из крупнейших в истории России и Китая контрактов почти на 2,5 трлн руб. ($25,7 млрд) на 70 млн т на 12 лет поставки зерновых, зернобобовых, масличных грузов», — сказал лидер инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карен Овсепян (цитата по ТАСС). Он также анонсировал скорый запуск сухопутной зерновой инициативы: в последних числах ноября — в начале декабря на встрече глав правительств России и Китая будет подписан межгосударственный договор о «Новом сухопутном зерновом коридоре». По его словам, благодаря «Забайкальскому зерновому терминалу» новая инициатива позволит увеличить экспорт российского зерна в КНР до 8 млн т, который в дальнейшем за счет строительства новой инфраструктуры планируется довести до 16 млн т.

«Забайкальский зерновой терминал» входит в «Новый сухопутный зерновой коридор». Он начал регулярные отгрузки в Китай летом этого года. Инвестиции в проект составили 9 млрд руб. В мае этого года президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о заключении межправительственного соглашения с КНР по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай». Оно должно быть направлено на увеличение производства зерна в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а также его экспорта на рынок Китая. Ключевым элементом проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай» должен стать «Забайкальский зерновой терминал».

Конечно, подробности соглашения нужны, но скорее всего, оно не носит обязывающего характера для обеих сторон, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). При этом на данный момент в ИКАР не видят потенциала поставок таких объемов — 70 млн т. По словам гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, в обозримой перспективе просматривается возможный объем экспорта в Китай из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока 3-3,5 млн т зерновых, зернобобовых, масличных и масел в год, причем на дальневосточную сою и продукты ее переработки может прийтись чуть более 1 млн т. Он добавляет, что уже есть договоренность между российской и китайской сторонами о строительстве на Дальнем Востоке портовой инфраструктуры. 

«Наш основной экспортный товар — пшеница, и китайцам нужна высококачественная пшеница с содержанием протеина 14,5%, а не фуражная. Такой пшеницы на Дальнем Востоке вообще нет, а на Урале и в Сибири ее немного, и обычно она расхватывается местными мукомолами. Есть и другие виды зерна, мука, крупы, зернобобовые, растительные масла, шрота. Сейчас, насколько мы понимаем, такого рода грузы по ряду причин проходят в Китай в основном минуя "Забайкальский зерновой терминал"», — прокомментировал «Агроинвестору» Рылько. 

Независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут говорит, что теоретически потенциал Сибири, Дальнего Востока и Урала позволяет направить в Китай 70 млн т зерновых, зернобобовых и масличных. В целом, по его мнению, заключение таких соглашений может стать мощным фактором для развития растениеводства и повышения его эффективности в Сибири и на Урале. «Но дьявол обычно в деталях <...>. Во-первых, если я правильно понимаю, это не контракт, а меморандум о намерениях, и вопрос в том, между кем он заключался — между двумя частными компаниями или между РФ и КНР? Дело в том, что в Китае есть система квотирования импорта той же пшеницы: в пределах квоты пошлина составляет 1%, за ее пределами — 65%», — объясняет Корбут. Соответственно, продолжает он, возникает вопрос: есть ли с китайской стороны обязательство, что объемы пойдут в пределах квоты.

Во-вторых, эксперт сомневается в том, что эти объемы с Дальнего Востока будут перевозиться через Забайкальск, так как это неудобно с точки зрения логистики. По его мнению, для исполнения обязательств по такому договору потребуется решение правительства о льготных железнодорожных тарифах на срок действия контракта о поставках, причем из всех трех федеральных округов. Также вопросы вызывает сумма контракта: из нее следует, что средняя цена тонны поставляемой продукции — порядка $360, в то время как в КНР государство поддерживает закупочную цену на пшеницу на уровне $320/т.

Кроме того, нет ясности, как будут решаться логистические вопросы в самом Китае: северо-восток КНР является основным производителем зерновых в стране, и оттуда колоссальные объемы сельхозпродукции перевозятся в южные районы, где сосредоточено и основное население, и основная переработка. В то же время в Китае остро стоит проблема перегруженности железной дороги. «Соответственно, возникает вопрос о доставке продукции по железной дороге сначала в порты, но и они перегружены зерном», — прокомментировал «Агроинвестору» Корбут. 

Эксперт считает, что потенциально наличие такого контракта позитивно влияет на общую ситуацию и показывает возможности сторон, но сейчас не хватает понимания — решится ли на государственном уровне вопрос с квотами на импорт в Китае. Но сам факт того, что соглашение подписано на полях форума «Один пояс — один путь» дает надежды на то, что для сибирского зерна появится новый экспортный маршрут, заключил он. 

Производственно-экспортная компания «ЭПТ» является уполномоченным оператором программы «Новый сухопутный зерновой коридор» по развитию контрактного производства зерна и магистральной элеваторной инфраструктуры на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. China Chengtong — компании по управлению государственными активами, управляется Комиссией по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий, таких как National Petroleum and Natural Gas Pipe Network Group Co., Ltd. (PipeChina) и China Green Development Group Co., Ltd. (CGDG). Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

Спрос на российскую пшеницу восстанавливается

Цены на мировых площадках начали расти из-за ожидаемого снижения производства и мировых запасов в сезоне-2023/24

К 15 октября Россия поставила на внешние рынки более 20 млн тонн зернаFreepik.com

Согласно данным аналитического центра «Русагротранса», на которые ссылается поле.рф, цены на пшеницу на мировых площадках начали расти из-за снижения производства и мировых запасов в сезоне-2023/24, а также ухудшения перспектив урожая в Южном полушарии. В результате египетская госкомпания GASC закупила 780 тыс. т российской пшеницы по цене около $278 за тонну. Доля российской пшеницы в закупках GASC увеличилась с 39% до 53%.

Тем не менее, GASC законтрактовала на поставку в сезоне-2023/34 2,9 млн т пшеницы, что на 0,6 млн т меньше, чем в прошлом сезоне. Аналитики отмечают, что биржевой рынок пшеницы укрепился после выхода отчета Минсельхоза США (USDA), в котором сообщалось о снижении мировых запасов сои и кукурузы на конец сезона. Также вызывают тревогу перспективы урожая в Австралии и Аргентине из-за засухи. Американское агроведомство снизило прогноз мирового сбора пшеницы в этом сельхозгоду на 3,9 млн т до 783,4 млн т. Прогноз мировых запасов пшеницы снижен на 0,5 млн т до 258,1 млн т.

По данным Союза экспортеров зерна, которые приводит «Российская газета», к 15 октября Россия поставила на внешние рынки более 20 млн т зерна. Это треть от прогнозируемого Минсельхозом объема экспорта в этом сезоне, который составляет 60 млн т. Однако сейчас отгрузки идут более медленными темпами. Причиной этого союз называет агрессивную спекулятивную атаку на фьючерсы пшеницы на биржевом рынке и высокие объемы отгрузок зерна на экспорт с начала сезона.

Председатель правления союза Эдуард Зернин сказал изданию, что можно немного сбавить темпы поставок, чтобы скорректировать мировые цены в сторону повышения и решить проблемы перегруженной логистической инфраструктуры. Российское зерно остается востребованным как на традиционных, так и на новых рынках, особенно в странах Азии, отметил Зернин. Однако препятствия для экспорта, такие как сложности с расчетами и доступностью торгового финансирования, по-прежнему актуальны.

Аграрии отметили снижение цен на топливо

Однако они пока не вернулись на уровень июля

Ситуация на рынке топлива в целом начала стабилизироваться, тем не менее, на следующей неделе Госдума планирует провести совещание с участием представителей ФАС. «Видим, что есть необходимость проанализировать закупку аграриями нефтепродуктов с мелкооптовых нефтебаз и по другим каналам, чтобы исключить завышение цен на ГСМ», — отмечал заместитель председателя Госдумы Алексей Гордеев.

Заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Николай Гончаров сказал «Агроинвестору», что топливо на рынке появилось. «Сейчас никто не спешит закупать его какими-то большими объемами, сельхозпроизводители приобретают его по мере необходимости», — уточнил он. Что касается цены, то наблюдается тренд на ее снижение: сейчас она находится на уровне 65-70 руб./л (76-80 тыс. руб./т). «Цена по-прежнему космическая», — подчеркивает Гончаров.

Приемлемая для аграриев цена, по его мнению, должна быть даже ниже, чем в июле — тогда она находилась на уровне 55 руб./л (65 тыс. руб./т). «При такой стоимости топлива рентабельность сельхозпроизводителей в большинстве регионов отрицательная», — оценивает депутат. Он считает, что оптимальной была бы цена на топливо уровня мая, когда дизель стоил около 47 руб./л (55 тыс. руб./т).

Цена на топливо пока не вернулась на уровень середины июля — начала августа, но Минсельхоз рассчитывает, что с учетом комплекса принятых мер ситуация по цене стабилизируется, говорил замминистра сельского хозяйства Андрей Разин в ходе выставки «Золотая осень — 2023». При этом он отмечал, что для того, чтобы избежать повторения недавней ситуации, связанной с резким ростом цен и отсутствием топлива в ряде регионов, сельхозпроизводителям имеет смысл выходить на прямые контакты с поставщиками.

Эта идея ведомства правильная, считает Гончаров. Однако сегодня множество нефтебаз и так принадлежат ключевым нефтяным компаниям, таким как «Роснефть», «Лукойл». «По большому счету, закупку там топлива можно рассматривать как прямые продажи. Однако у них, как и у всех, не было в наличии топлива, и также, как и у всех, выросли цены», — напоминает он. А, например, приобретать топливо через биржу далеко не всем под силу. «Это довольно трудоемкий процесс, требующий инфраструктуры, которой немногие из аграриев могут похвастаться — только крупные агрохолдинги», — обратил внимание Гончаров.

Заместитель директора агропредприятия «Родное» из Тульской области Дмитрий Инютин говорит, что в целом ситуация с ГСМ стабилизировалась — цена немного снизилась, хотя все равно еще высокая. «Дефицита и напряженности с поставками в нашем регионе сейчас тоже нет, — прокомментировал он «Агроинвестору». — Однако и сезон полевых работ заканчивается, соответственно, спрос на топливо уже не такой, как был в августе-сентябре, когда идет основная уборочная кампания». Региональное агроведомство обещало субсидировать сельхозпроизводителям региона часть затрат на топливо, добавляет он.

Гендиректор компании «Тамбовские фермы» Игорь Поляков отмечает, что в последнюю неделю цены на топливо снизились на 6 тыс. руб. за тонну. «Но это далеко не тот уровень, с которого они начали расти», — сравнивает он. Сейчас они находятся на уровне 65 тыс. руб./т, а доходили до 71 тыс. руб./т. «Конечно, это некомфортный уровень для нас, — подчеркивает Поляков. — Наша продукция не повышается в цене последние 10 лет, а тогда топливо стоило 30 руб./л».

Проблем с поставками топлива, по наблюдениям руководителя, сейчас нет, компания покупает топливо напрямую в региональном филиале «Роснефти». «Как инициатива Минсельхоза о прямых закупках сельхозпроизводителями топлива может повлиять на рынок — непонятно, с учетом того, что большинство аграриев и так его закупают, минуя посредников», — говорит Поляков. Он считает, что гораздо важнее решать вопрос правильного распределения субсидий. «Никто нам не компенсирует те же затраты на топливо. Более того, мы в Тамбовской области перестали получать те субсидии, которые были у нас раньше, например, погектарные на зерновые, вследствие несправедливой системы их распределения», — сетует руководитель.

Минсельхоз США снова повысил прогноз экспорта пшеницы из России

Вывоз может составить 50 млн тонн

Минсельхоз США повысил прогноз экспорта пшеницы из России в текущем сельхозгоду. Согласно октябрьскому отчету, ожидается, что вывоз составит 50 млн т, что на 1 млн т больше, чем прогнозировалось ранее. Оценка экспорта фуражных культур также повышена с 9,11 млн т до 10,21 млн т. Минсельхоз США повышал прогноз по экспорту пшеницы из России и в сентябрьском отчете: по сравнению с августом он был увеличен на 1 млн т, до 49 млн т, в августе по сравнению с июлем — на 0,5 млн т, до 48 млн т, в июле по сравнению с июнем — на 1 млн т, до 47,5 млн т. Оценки ведомства не учитывают данные по Крыму и новым территориям. 

В октябрьском отчете аналитики оставили без изменений прогноз сбора пшеницы в России — 85 млн т, в то время как оценка переходящих запасов была снижена с 10,44 млн т до 8,94 млн т. Оценка производства фуражного зерна, как и в сентябре, сохраняется на уровне 39,8 млн т. Мировой сбор пшеницы в этом сельхозгоду Минсельхоз США оценивает в 783,43 млн т (787,34 млн т в сентябре).

В этом году урожай зерна составит 134-135 млн т, это значит, что у нас сохраняется очень большой экспортный потенциал, отметил президент Владимир Путин в ходе заседания Совета глав государств — участников Содружества Независимых Государств в узком составе. «Россия, скорее всего, сохранит за собой первое место в мире по экспорту пшеницы. У нас экспорт зерновых будет где-то тоже, как в прошлом году, не менее 50-60 млн т», — отметил глава государства.

На прошлой неделе аналитический центр «СовЭкон» сообщал, что оценивает объем поставок пшеницы в октябре в диапазоне от 3,9 млн т до 4,4 млн т, что может оказаться меньше значения за аналогичный период прошлого года и среднего показателя за месяц. В сентябре экспорт пшеницы составил 5 млн т, в августе — 5,3 млн т, в июле — 4,4 млн т. Объем заключенных контрактов на продажу российской пшеницы сократился на 1,4 млн т до 2,6 млн т, что является минимальным значением с июля 2023 года. 

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько прогнозировал экспорт пшеницы в октябре на уровне 4,5 млн т.  По данным аналитического центра «Русагротранса», Россия в октябре недопоставит на мировой рынок около 1 млн т пшеницы из-за «неадекватно низкого уровня цен». По мнению аналитиков, это связано с уменьшением продаж российскими экспортерами из-за снижения спроса со стороны основных стран-импортеров. Прогноз экспорта пшеницы в октябре составляет около 4,5 млн т против 5,5 млн т в сентябре. В аналогичный период прошлого года вывоз составлял 4,9 млн т. 

В конце сентября Минсельхоз России повысил оценку экспортного потенциала по зерну в текущем сезоне с 55 млн т до 60 млн т. Об этом министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев говорил на «правительственном часе» в Госдуме. Корректировка связана с высоким урожаем зерна. Ранее ведомство повысило прогноз урожая зерна со 130 млн т до 135 млн т, включая 90 млн т пшеницы.


Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Отправить заявку
Прикрепить свои файлы